Бутько Вера Коммунар

На арене цирка с животными. Конспект логоп. занятия.

                      Конспект фронтального  занятия в  подготовительной

                                                     логопедической группе.  

                                                Тема: « На арене цирка»

Логоп.  тема:  Дифференциация звуков [р], [p`]

Лексич. тема:  Домашние животные, овощи – фрукты.

Граммат. тема: Образование относительных прилагательных, деление слов на слоги.

I. Организационный момент.  ( Слайд  № 1) По щелчку появляются животные.

- К нам пришли гости, отгадайте кто?

                                          Днём молчит,

                                           Ночью ворчит.

                                            Ноги тонки,

                                            Бока звонки,

                                            А хвост закорючкой (это собака)

- Назовём его щенок Шарик. 

                                            Мордочка усатая, шубка полосатая,

                                            Часто умывается, а с водой не знается. (это кошка)

- Назовём кошку Мурзик. ( Появляется изображение кота)

- Утром рано котёнок вышел на крыльцо и замурлыкал, как? (Дети-Мур-р-р-р) На интер. доске  появляется крыльцо.

- А в конуре проснулся щенок Шарик и зарычал тихо-тихо, как? (Дети р-р-р-р (тихо) На интер. доске появляется будка.

- Здравствуйте, сказал котёнок, но Шарик был невежливый. Он зарычал громко и сердито. Как? (Дети р-р-р-р(громко)

II. Основная часть.

1. Сообщение темы.

- Вот сегодня будем учиться различать звуки. Какие? Звуки [р], [p`]

- Называть их твёрдо и мягко в словах, предложениях.

2. Звукоподражание.

- Вдруг на крыше закричала большая серая птица (передвигаю  изображение  вороны на крышу будки). Как?  (Кар-р-р-р)

- Это кто?  (Ворона)

- На дорожке прыгали и клевали крошки маленькие серые птички, кто это?  (Воробьи)

- Как они голос подают?  (Чик-чирик, чик-чирик)

Передвигаю воробья на дорожку.

- Тут к ним утёнок подошёл и сказал, как?  (Дети кря-кря-кря)

Передвигаю изображение  утёнка.

- Хотел и Мурзик подойти, но воробьи испугались и разлетелись в разные стороны: фыр-фыр-фыр.  (Дети повторяют фыр, фыр, фыр)

- Почему воробьи испугались Мурзика?  (Кот их съест)

- Какой  значит кот?  (Он хитрый, страшный)

 

3. Игра: “Cад – огород”, дифференциация звуков в словах. Слайд № 2.

- Котёнок Мурзик и щенок Шарик решили собрать урожай. Мурзик пошёл в сад. Что он там соберёт?  (Фрукты)

- А Шарик пошёл в огород, за чем?  (За овощами)

- Поможем им. В корзину с синим ободком на ручке соберём овощи и фрукты, в названиях которых слышится звук [р], а в корзину с зелёным ободком, со звуком [p`]. (Дети передвигают изображения в нужные корзины, называя их )

4. Игра: “Какой, какая, какое?” – образование относительных прилагательных.

- Проверяем, что положили в корзину с зелёным ободком.

Я достаю, дети называют (огурец)

- Какой он?  (Продолговатый, хрустящий, пупырчатый, зелёный)

- Что это? (достала перец)

- Какой он? (Красный, круглый, продолговатый, сладкий, сочный, хрустящий)

Достаю мандарин.

- Что это, какой он?  (Мандарин, он мягкий, ароматный, покрыт шкуркой, круглый)

- Что ещё лежит здесь? (Абрикос)

- Проверяем корзину с синим ободком, что в ней? 

Достаю все предметы. (Дети называют: морковь, помидор, груша, виноград)

- Расскажите, какой помидор?  (Круглый, мягкий, сочный)

- Какой виноград? (Мелкий, вкусный, сочный, круглый)

- Какая груша? (Продолговатая, овальная, жёсткая)

- Какая морковь?  (длинная, тупая, оранжевая, твёрдая, сочная)

5. Дифференциация звуков в словах. Звуковой анализ и синтез в игре “Помоги найти подарки”. Слайд № 3: с двумя домиками и картинками внизу.

- Я подобрала картинки для Мурзика, в названии которых слышится звук [р].  На крыше этого домика изображение Мурзика.

- И домик с  Шариком, в названиях которых слышится звук [p`].

-  Поможем животным получить свои подарки. Расставим их в домик, по определённым окошкам.

- Если звук в начале слова, то в первое окошко, если в конце слова, то в последнее окошко, если внутри слова, то посерединке ставим. (Дети перетаскивают нужные картинки в домики.)

 Картинки : ромашка, арбуз, комар, рисунок, ириска, фонарь.

- Проверяем картинки у Мурзика. Называйте. (Это ромашка, арбуз, комар)

- Выделите первые звуки из каждого слова (Называют [p], [a], [к].

- Что за слово получилось? (Рак)  По щелчку появляется изображение рака.

- Молодцы! Проверяем у Шарика, называйте картинки. (Это рисунок, ириска, фонарь)

- Назовите звуки. Какое слово получилось? (Называют [p’], [и], [ф]-риф. По щелчку появляется изображение рифа.

- Молодцы, помогли найти подарки для Мурзика и Шарика.

6. Физ. минутка (подвижная игра: мартышки).

- А сейчас отдохнём и превратимся в мартышек. Повторяйте за мной движения.

 

Корчат рожки три мартышки (корчат рожицы)

Гришка, Тришка и Маришка.

Тришка с Гришкой в красных шортах.

Принесли коробку с тортом (изображают ходьбу с тортом на вытянутых руках)

А Маришка в сарафане (проводят ладонями по своим рукам сверху вниз)

У неё орех в кармане (изображают игру на трубе)

На губной гармошке Гришка (изображают игру на губной гармошке)

Кувыркается Маришка(прыгают)

На арене три мартышки. (кланяются)

- Поиграли, отдохнули.

7. Дифференциация звуков в игре: “На арене цирка “. Слайд № 4.

- Мурзик и Шарик приглашают вас в цирк. Вы узнаете, какие там будут выступать животные и птицы, если отгадаете загадки. Картинка – отгадка  появляется по щелчку мышки.

                                             1.На реке зарылся в ил

                                                Дремлет злющий …  ( крокодил)

2.Живёт спокойно, не спешит.

 На всякий случай носит щит.

 Под ним не зная страха,

 Гуляет … (Черепаха)

                                               3.Прибыл он из жарких стран.

                                                 Шея, как подъёмный кран.

                                                 Но у зверя кроткий нрав,

                                                 А зовут его… (Жираф)

4.Удивительные кони.

 Может пони? Нет ни пони.

 Кто надел –спрошу у  мамы, -

  Полосатые пижамы (Зебры)

 

                                             5.Ляжет иней серебристый на рябиновые кисти.

                                               Что за птичка с грудкой алой

                                               На рябину прилетела? (Снегирь)

6.От рожденья сумку носит,

 Никого помочь не просит,

 В сумке прячет детвору,

 Это –мама: … (Кенгуру)

                                                   7.Живёт в горах большая птица,

                                                    Такую птицу зверь боится.

                                                    Могучий клюв, размах крыла

                                                   Широко у горного … (Орла –орёл)

8. Смотрите по цирку едет

 Громадный оранжевый кот.

 Шкура раскрашена броско

 Чёрной красивой полоской. (Тигр)

- Если в слове слышится звук [p], рисуем от него дорожку из синего цвета.

- Если слышится звук [p’], то надо  нарисовать дорожку зелёного цвета.

 

8. Определение количество слогов в словах в игре: “На арене цирка “.

- Молодцы, вот эти звери выступают на арене цирка. Есть арена, которая состоит из одной части (показываю снизу квадрат с одним кружком), то на ней выступает животное, в названии которого один слог. Нужно довести дорожку-нитку к этой части от животного.

- Есть арена, которая состоит из двух частей, то на ней выступает животное, в названии которого два слога. (Жираф, зебра, снегирь, орёл)

Показываю, куда вести нужно дорожку.

- Есть арена, которая состоит из трёх частей, там выступают животные с тремя слогами.  (Крокодил, кенгуру)

Показываю.

- И четыре слога. Показываю. (Черепаха)

(Дети по одному называют животных и проводят дорожки нужным цветом.)

 

9. Образование относительных прилагательных игре: “Моё любимое мороженое”, дифференциация звуков в словах. Слайд № 5.

- А вы любите мороженое?  Выберите себе картинку с изображением любого фрукта или ягоды, поиграем в игру: “Моё любимое мороженое”.

Появляются изображения  по количеству детей: абрикос, виноград, персик, мандарин, груша, арбуз. (Дети выбирают любую картинку)

- Подумайте, какое у вас получится мороженое, скажите и положите картинку в определённую корзину:

- С синим ободком, если звук [p],

- С зелёным ободком, если звук [p’].

- Послушайте: “Моё любимое мороженое шоколадное.” (Дети выходят и передвигают изображения, составляя предложения  – Моё любимое мороженое …… (виноградное, абрикосовое, грушевое, мандариновое, персиковое, арбузное)

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня различали, назовите их?

- Каким цветом будем обозначать твёрдый звук, мягкий звук?

- Молодцы, наше занятие закончено.

 

 

 

 

 

18 июня 2017 в 22:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.